«Приёмы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»
Консультация для педагогов учреждений дошкольного образования
Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушения слуха или поражения центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи.
В педагогике традиционно принято считать, что речевое развитие ребёнка напрямую зависит от общения его с окружающими: чем больше родители говорят с малышом, тем лучше он будет говорить сам. Однако всё чаще это утверждение подвергается сомнению. Зачастую у родителей, которые уделяют малышу достаточно времени (читают детские книги, играют в пальчиковые и речевые игры, беседуют), в семье растёт «молчун».
Здесь невольно вспоминается шуточная загадка: «Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом?» Обычно отвечают, что в темноте, но ответ другой – когда открыта дверь.
Говоря о развитии речи ребёнка, мы привычно связываем его со степенью речевого общения со взрослым. Но, может быть, мы забываем о какой-то «двери», которую нужно открыть?..
Современные исследования физиологов и детских неврологов убедительно доказывают прямую зависимость развития речи ребёнка от состояния (уровня сформированности) центра речи в головном мозге.
Как же может педагог, не имея медицинских средств повлиять на становление речевого отдела головного мозга ребёнка?
- Развитие тонкой моторики рук: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика.
Данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставания, задержка речевого развития.
Коме пальчиковых игр с речевым сопровождение, для развития тонкой моторики рук детей раннего и дошкольного возраста, используются следующие задания-упражнения:
- перебирание крупных деревянных бусин;
- складывание деревянных пирамидок;
- игры со вкладышами.;
- шнуровки.
Замечательную тренировку пальчиков рук обеспечивают народные игры с пальчиками.
Вот, например, болгарская игра.
Кто приехал?
(пальцы обеих рук складываются складываются кончиками вместе, ударяют кончиками больших и остальных пальчиков друг о друга)
Мы, мы, мы!
(кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончиками остальных пальцев одновременно быстро хлопаем)
Мама, мама, это ты?
(хлопаем кончиками больших пальцев)
Да,да,да!
(хлопаем кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты?
(хлопаем кончиками больших пальцев)
Да,да,да!
(хлопаем кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
(хлопаем кончиками больших пальцев)
Да,да,да!
(хлопаем кончиками безымянных пальцев)
Ах, сестричка, это ты?
(хлопаем кончиками мизинцев)
Да,да,да!
(хлопаем всеми пальцами)
Итак, если даже речь ребёнка развивается хорошо, всё же следует позаботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Если же развитие речи малыша отстаёт, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев – это потребует от педагога всего несколько минут в день и окупится сторицей.
- Речевые игры
2.1. Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций
«Спрячь мячик»
Цель: формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.
Оборудование: мяч.
Ход. Воспитатель предлагает ребёнку выполнить действие с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, на стол, за стул, около стула». При этом воспитатель спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.
«Где машина?»
Цель: учить понимать предложные конструкции.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины, расположенной в разных местах.
Ход. Воспитатель раскладывает картинки перед детьми и просит показать, где машина за деревом, под мостом и т.д. Активизирует речь малыша вопросом «Где машина?»
2.2. Игры, развивающие слуховое внимание и слуховое восприятие
«Кто что услышит?»
Цель: развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь
Оборудование: ширма, колокольчик, бубен, «шумелка», барабан.
Ход. Воспитатель за ширмой по очереди издаёт звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметов произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.
2.3. Игры, формирующие правильное звукопроизношение
«Лошадка»
Цель: обучение отчётливому произнесению звука «и».
Оборудование: игрушечная лошадка.
Ход. Воспитатель показывает игрушечную лошадку и объясняет, что она кричит «и-и-и», просит малыша повторить 2-3 раз. Затем воспитатель предлагает ребёнку поиграть в заводных лошадок, «заводит» «ребёнка-лошадку» ключом, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».
«Барабан»
Цель: продолжить формировать правильное и отчётливое произношение звука «б» («бь»), обучать регулированию силы голоса.
Оборудование: барабан.
Ход. Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами «Бам-бам! Так поёт барабан» Затем спрашивает у ребёнка, как поёт барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребёнок правильно и чётко произносил звук «б» («бь»), а звукоподражания – громко или тихо.
раскрыть » / « свернуть