Развиваем речь малыша
Первые три года жизни – важный период в развитии ребёнка. Именно в это время закладываются основы речевого общения.
На третьем году жизни в речи ребёнка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный и предложный. Фразы ребёнка становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.
Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Что это?»
На третьем году жизни ребёнок с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с лёгкостью выполняет простые словесные поручения. Именно по действиям малыша, которые он выполняет по вашему заданию, по его высказываниям можно судить об уровне понимания ребёнком обращённой к нему речи. Двухлетний малыш уже понимает простые вопросы взрослого, например: «Где кукла?». Отвечает на вопросы ребёнок, как правило, простыми предложениями.
Словарный запас ребёнка двух лет увеличивается до 1000 и более слов. В словаре малыша присутствуют различные части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги. Всё реже и реже употребляются звукоподражательные слова.
К однако звукопроизношение ребёнка к трём годам, как правило, остаётся не сформированным: более сложные в произношении звуки заменяются простыми (звук Ш заменяется звуком С, звук Ж – звуком З), произношение звуков Р, Л отсутствует (пропускают или заменяют звуками Й, У). Ребёнок двух лет также может допускать в своей речи перестановку звуков и слогов в словах, нарушение слоговой структуры слов (сокращение слов, неправильное ударение и т.д.).
Несмотря на глобальные изменения в речевом развитии, понятие малыша 2-3 лет о прошлом и будущем ещё ограничено. Большинство глаголов дети произносят в настоящем времени. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее («мама»), затем сказуемое («пьёт»), затем дополнение («чай»).
К трём годам у детей резко возрастает интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка).
* Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому нужно научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? – не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребёнка;
* Старайтесь обсуждать с ребёнком всё вокруг происходящее;
*Родители должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, чётко, выразительно;
*Ежедневно в процессе умывания, кормления, одевания и в других бытовых ситуациях сопровождайте действия ребёнка словами, побуждайте его к проговариванию своих действий.
Игры, развивающие речь малыша
|
|
«Говорим по телефону»
Телефон вызывает интерес у каждого ребёнка. Но чаще всего ребёнок слушает собеседника (бабушек, дедушек), а не разговаривает с ним. Договоритесь заранее с бабушкой (другим взрослым), чтобы она задавала ребёнку простейшие вопросы, на которые он сможет ответить. Включите на телефоне функцию громкой связи и помогайте малышу отвечать на вопросы. Проводите такие телефонные разговоры как можно чаще.
«Договори за мной»
Проводите эту игру во время прогулки или импровизированной «экскурсии» по дому. Говорите ребёнку начало какой-либо фразы, например: «На диване лежит…» (мяч). Ребёнок должен закончить фразу.
«Игрушки»
Покажите ребёнку игрушки – натуральные или изображённые на картинках. Назовите из. покажите игрушки, с которыми играют девочки, мальчики, с которыми дети играют на улице, дома. Обратите внимание ребёнка на свойства игрушек назовите их: мяч круглый, он катится; из кубика строят башенку, у него есть уголочки. Предложите ребёнку назвать каждую игрушку, поиграть с ней. Называйте все действия, выполняемые с игрушкой, побуждайте малыша повторить сказанное вами.
«Медведь»
Покажите ребёнку игрушку медведя или его изображение на картинке. Назовите (скажите: «Это медведь»), попросите малыша пказать у медведя голову, глаза, нос, живот, лапы. расскажите, что медведь живёт в лесу, ест малину, мёд, рыбу. «Порычите» с малышом как медведи. Организуйте игру «Мишка косолапый». Ребёнок-медведь ходит по комнате, расставив руки в стороны, переваливается с ноги на ногу и рычит. Выполняет движения: собирает шишки, малину, ест мёд, спит.
Мишка, мишка косолапый,
Машет нашим деткам лапой.
Хочет мёда попросить,
Свою маму угостить.
«Курица»
Покажите на рисунке маму-курицу, маленького цыплёнка. Спросите у ребёнка, кто большой, а кто маленький. Попросите показать у курочки голову, гребешок, глаза, клюв, хвост, крылья, лапки. Скажите, как курица зовёт цыплёнка («ко-ко-ко»). Попросите ребёнка позвать цыплёнка. Спросите, как пищит цыплёнок. Покажите пальцами рук, как курочка и цыплёнок клюют зёрнышки.
Цыпа-цыпа, ко-ко-ко,
Не ходи так далеко.
Цып-цып-цып, беги ко мне,
Дам я зёрнышек тебе.
«Звуки»
Сядьте к ребёнку спиной. Различными предметами воспроизводите звуки (например, рвите бумагу, стучите ложками). Ребёнок должен назвать предмет, которым вы пользовались, не подглядывая. За каждый правильный ответ обязательно хвалите малыша. Следите за правильностью проговаривания ребёнком слов.
«Ритм»
Возьмите в руки палочку или любой другой предмет. Сделайте несколько ударов палочкой по столу. Ребёнок должен повторить ритм. Первое время необходимо помогать малышу.
Полезно прочитать:
- Развивалки для детей от 1 до 3 лет. Развивающие игры для детей. – М., 2009;
- Развивающая энциклопедия: Учимся с увлечением/ И. К. Боровская, Ю. В. Захарова, Ю. Н. Кислякова. – Мн, 2004.
Материал подготовила учитель-дефектолог высшей категории
разгарнуць » / « згарнуць